Четверг, 28.03.2024, 15:53
|
Жил-был один человек злой-презлой, и помер. И не осталось после него ни одной добродетели. Схватили его черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-Хранитель его стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель его припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: «Этот человек в огороде луковку выдернул и нищенке подал». И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ему в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь его вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться ему, где теперь». Побежал Ангел к человеку, протянул ему луковку: «Вот, говорит, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всего было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что того человека тянут вон, и стали все за него хвататься, чтоб и их вместе с ним вытянули. А человек был злой-презлой, и начал он их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только он это выговорил, луковка-то и порвалась. И упал этот человек в озеро и горит по сей день. Старый мудрый китаец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую пожилую женщину. — Почему вы плачете? — спросил он. — Потому что я думаю о своей молодости, красоте, которую я видела когда-то в зеркале, и о мужчине, которого я любила. Бог жесток, всё это исчезло... Мудрец стоял на снежном поле и пристально смотрел в одну точку и думал. Неожиданно женщина перестала плакать: — Что вы видите там? — спросила она. — Поле роз, — ответил мудрец. — Бог был великодушен, когда он дал мне способность помнить. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться. - Мы любим друг друга, но часто ссоримся… Значит ли это, что мы не можем быть вместе? - Скажите, а вы любите вишню? - Да, люблю. - А вы выплёвываете косточки, когда её едите? - Ну конечно. - Так и в жизни… Учитесь одновременно любить вишню и выплевывать косточки. Ход денег Когда-то, в стародавние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семишник, пятак, гривенник, двугривенный, полтинник и целковый. Они ездили по белу свету и искали для себя новые места. Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику: — Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги. Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник — пятаку, пятак — семишнику, семишник — копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла. Ждут-пождут копейку, а её нет и нет. Целковый опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живёт и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот — гривенника, гривенник — пятака, пятак — семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал. Ждут-пождут остальные деньги — нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот — двугривенного, двугривенный — гривенника, гривенник — пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам. Ждут-пождут — нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник — двугривенного, двугривенный — гривенника. Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу. Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он ещё немного да и подумал: — Что такое, куда они все подевались? Видно, придётся самому на ту гору подняться и всё разузнать. И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты. Пришёл целковый в село, видит — в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше — тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого. Пришёлся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда. Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведётся: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман. Свекровь и невестка Когда-то давно жила в одной деревне девушка. По древнему славянскому обычаю, после свадьбы пришла она жить в дом своего супруга. Но очень неуютно было молодой невестке со свекровью. Та ее постоянно поучала и во всем упрекала. Как-то поутру отправилась молодая женщина к знахарю, жившему на окраине леса. – Что привело тебя ко мне, красавица? Аль мужика приворожить?– спросил дед. – Никто мне не нужен, я мужа своего люблю, но с матерью его жить невмоготу. – Что же ты от меня хочешь? – Прошу тебя, помоги мне. Дай мне яду, чтобы я отравила ее. – На этом ли счастье свое построишь, молодка? Ну, да ладно. Жаль мне тебя. Дам я тебе зелье. Каждое утро будешь заваривать его, и поить этим чаем мать своего мужа. Да только совет у меня для тебя есть. – Какой? Говори, все исполню, лишь бы поскорее избавиться от этой змеи. – В деревне-то у нас слухи быстро полнятся. Заподозрят тебя. Так вот, чтоб этого не случилось, измени свое отношение к свекрови. Стань ласковой, приветливой, улыбайся. Недолго придется тебе мучиться. Так и поступила женщина. Еще только петухи пропели, а она встает, хлеб вымешивает, печь топит, кашу готовит, зелье ядовитое свекрови заваривает. И ласково так приглашает ее отведать чудо-чай. Мамой зовет, слушается во всем. Муж не нарадуется: как родные стали мать и жена. Свекровь в невестке души не чает. И та любовью, да искренней, отвечает. Спешит она вновь к знахарю, бросается к ногам его со слезами: – Дедушка, умоляю тебя. Ты ведь все можешь. Дай противоядие. Слишком много чаю заварила я свекрови своей. Помрет. А она ведь матерью заботливой мне стала. – Милая моя, успокойся. Я дал тебе ароматные травы, из которых ты варила для свекрови вкусный и полезный чай. Яд же был в твоем сердце, но с Божьей помощью ты от него избавилась. Дети – отражение наших поступков Давно это было, наверное, лет сто, может, и даже двести назад. На краю деревни в небольшом домике жила семья – муж с женой, и сынишка лет восьми, да старый дед. Жили они бедно, на хлеб едва хватало, хоть и работали много. Да еще дряхлый старик вечно под ногами путался. Толку от него было мало, больше убытков – то плошку разобьет, то крынку с молоком прольет. А то полез с ухватом в печь, подцепил чугунок да и уронил – вся картошка по полу раскатилась. Кинулся дед собирать, только половину перемял и растоптал. Уж как его тогда жена ругала и срамила! Да и что с такого непутевого взять? Старый совсем, глухой, слепой и руки трясутся. Вот как-то раз морозным зимним днем посмотрел мужик, как дряхлый старик с печки сползает, махнул рукой и говорит жене: - Никчемный совсем стал дед, только хлеб зря проедает. Свезу-ка я его в лес. Жена с ним согласилась, ей тоже надоело за дедом стирать, да убирать. И вот мужик усадил старика на саночки, позвал сына, и повезли они деда в лес. Долго по стежкам-дорожкам плутали, да по сугробам мыкались. Хотелось мужику, подальше отца завезти, чтобы никто не узнал, куда старик делся. Забрались они в самую чащу и оставили там деда вместе с саночками, чтобы не в снегу сидел, а, может, просто не захотелось мужику санки назад по сугробам тащить. А когда пришли домой, молчавший всю дорогу мальчик дернул отца за рукав и сказал: - Зря ты, папа, санки в лесу оставил. Надо было бы их домой забрать. Удивился отец, что сын не дедушку, а сани пожалел и спросил: - Да на что они тебе сдались? Большой уж с горки кататься. - Как это, на что? А когда вы с мамой состаритесь, то на чем я вас в лес-то повезу? Словно ведром кипятка отца окатило. Посмотрел он в глаза сыну, охнул и кинулся к двери. Схватил шапку, набросил шубейку и побежал в лес. А уж темнеть начало – зимний день короткий, что воробьиный скок. Долго мужик по лесу плутал и сугробы мерил. И не столько боялся, что сам в лесу замерзнет, сколько, как бы метель не началась, и старые следы не занесло. Но все же нашел отца. Привез его мужик домой, усадил за стол, велел озябшему старику горячих щей налить, а сам побежал баню топить. И жене строго наказал, чтобы впредь даже голоса на отца не смела поднимать и слова ему худого не говорила. Мораль: Как часто родители винят своих повзрослевших детей за черствость и бездушие. Но ведь дети не сами по себе растут. Они, как в зеркале, отражают наши поступки и дела. И даже слова, сказанные случайно, сгоряча, могу повлиять на ребенка больше, чем долгие воспитательные беседы. Батрак — колдун Потребовался одному барину батрак. Но так как барин был очень скупой и всё искал, чтобы кто к нему пошёл как можно дешевле, то никто к нему не нанимался. Вот раз пришёл к нему мужик-шутник и попросил сена для лошади. А барин ему сказал: — Ты такой здоровый, молодой, а ходишь собираешь. Наймись-ка, свет, ко мне в работники. — Можно. А сколько дашь? — Буду платить смотря по твоей работе. И сказал мужику цену. А так как был тогда сенокос, то барин накормил его и повёл в луга указывать свой покос. Работник осмотрелся, а когда барин ушёл, лёг на траву и проспал весь день до вечера. Каждый день мужик-шутник ходил на покос, и барин всегда давал ему с собой хлеба и сала. И вот раз батрак сказал: — Больше я у тебя работать не буду, давай мне расчёт. Траву я у тебя всю скосил до единой травинки. Дал ему барин всего несколько копеек. Работник остался недоволен и сказал: — Прибавь ещё хоть кусок сала. Но барин ему отказал наотрез: — Я и то тебе переплатил, дал больше обещанного. — Ну, раз ты мне не дашь сала, сказал работник, — так пусть вся твоя трава обратно встанет как некошеная! И уехал. А барин пошёл на луга, посмотрел и удивился: «Этот батрак не простой, а колдун: в самом деле стоит трава как некошеная». Муж и жена Была у человека жена, нрава которой никто вынести не мог. Решил он проверить, будет ли она так же вести себя и в отцовском доме, и под благовидным предлогом отослал её к отцу. Через несколько дней она вернулась, и муж её спросил, как её там приняли. — Пастухи и подпаски, — отвечала она, — смотрели на меня очень сердито. — Ну, жена, — сказал супруг, — уж если на тебя сердились те, кого с их стадами и дома не бывает с утра до вечера, то что же скажут другие, от кого ты целый день не отходила? Так часто по мелкому можно узнать важное, по явному — скрытое. Лягушачья жизнь Две лягушки жили по соседству: одна — в глубоком пруду в стороне от дороги, другая — на самой дороге, где воды было мало. Та, которая жила в пруду, уговаривала другую перебраться к ней, чтобы жить и сытнее, и спокойнее. Но другая не соглашалась и всё говорила, что привыкла к своему месту и не может расстаться с ним, пока наконец случайно проезжавшая телега её не раздавила. Так и люди с дурными привычками погибают раньше, чем избавляются от них. Веник У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок. Жизнь Когда Господь создал человека, то он его спросил: сколько дать тебе жизни? И человек смиренно сказал: — Сколько твоей воле будет угодно. — Хорошо, — сказал Господь, — будешь жить двадцать лет. Человек заплакал: — Отчего так мало жизни ты дал мне? Подошёл осёл, и сказал ему Господь: — Тебе я даю сорок лет. Двадцать лет работай и помогай человеку, а двадцать отдыхай. Взмолился осёл: — Тяжело мне будет. Укороти мою жизнь. — Дай мне эти годы, — попросил человек. Господь дал человеку ослиные годы. Подошла к Господу собака. — Живи сорок лет. Двадцать лет будешь служить человеку, а двадцать отдыхать. Взмолилась собака: — Сократи, Господи. Человек попросил дать ему и эти годы. Притащилась обезьяна. — Живи сорок лет, — сказал ей Господь. Заплакала обезьяна: — Сократи ты мою жизнь. Господь её лишние годы отдал человеку. Прожил человек свои двадцать лет светло, ярко. Всё его радовало. Он женился. Наступили ослиные годы. Стал тянуть он лямку тяжёлой и горестной жизни. За ослиными годами наступили собачьи. Дети человека подросли. Стали тащить из дому накопленное долгими годами добро. Человек начал ворчать, не давать им. Всем стал недоволен. Наступили и обезьяньи годы. Стар стал человек. Дома своего нет. Ходит он к своим детям, внучат нянчит, кривляется, чтобы детишек позабавить, обезьянничает... Так и проходит вся человеческая жизнь... Счастье Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. И отныне своё счастье и несчастье человек лепит себе сам. Вкус жизни Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос: — Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни? — Не могу, — последовал ответ. — Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл? — Не могу. — А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону? — Не могу. Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете? Мастер успокоил их, сказав: — Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём. Cлепой Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста». По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна монета. Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте. На ней было написано: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть». Виноградник и Олень
В один несчастный день
Олень,
Благодаря густому винограду,
Нашёл себе спасенье и ограду:
Он за листвой
Его густой
Невидим был охотничьему взгляду!
Опасность минула… И вот,
Мой скот
Давай, без всякого смущенья,
Глодать кору и листву огражденья…
Поднял он шум такой,
Что все охотники толпой
Назад вернулись и Оленя
Убили из ружья без сожаленья…
«И поделом! —
Сказал безумец, умирая. —
Я оскорбил меня же спасший дом,
Его услугу забывая!»
Не забывай
И отдавай
Тому почтенье,
В ком ты нашёл защиту и спасенье!
(Жан де Лафонтен)
«Поговори со мною, Боже!»– шептал, страдая человек,
«Я столько лет бесцельно прожил и понял, жизнь – по кругу бег!»
Он брёл за городом без цели, где мир измученный притих,
Луга вдруг росами запели, но человек не слышал их!
Он прокричал так страстно Богу: «Поговори со мной, Отец!
Прижми ладонь к души ожогу, открой с секретами ларец!»
И тут разверзлось небо громом, леса дождями напоив,
Дрожали царские хоромы, но человек не слышал их!
«Господь, позволь тебя увидеть!» - молился путник вновь и вновь,
«Я знаю, очень близко, ты ведь, к уходу дух мой подготовь!»
«Тебя прошеньями достали от знатных, бедных и больных!»
Вдруг звёзды ярко засияли, но человек не видел их!
«Мне покажи рожденья чудо!» и Бог плеснул в поля весной,
Но странник пчёл, не слыша гуда, цветы не ведал под ногой!
«Чтоб знать, что Ты со мною рядом, Господь, коснись и ободри!
Прости за всё отцовским взглядом и радость встреч не отбери!»
Природа, кажется, уснула, упав на травы сгоряча,
И снова бабочку смахнул он с неугомонного плеча...
Ю. Калушев г. Азов 18.03.2012г.
Дочь как-то спросила у матери, как отличить настоящую любовь от подделки. — Это очень просто, — ответила мать, — «… потому что люблю!» — это истинная любовь. «Люблю, потому что…» — это подделка. — Отец, мне нужен твой совет. Мне нравится одна девушка. Очень нравится. И я мучаюсь теперь, ибо не знаю, что мне делать: жениться или нет. — Не женись. — Но почему?! — Если бы ты и вправду хотел этого, ты не спрашивал бы. Пришла как-то к старцу некая семейная пара. — Отче, — сказала супруга, — я ожидаю ребёнка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживём. Благословите сделать аборт. — Вижу, живётся вам не просто, — отвечал старец, — что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.
|
|
|